".... Тот забег стал уже легендой. Но расскажу о нём так, как он представлялся мне. Бегуны стартовали в самую жару — 33 градуса в тени. Воздух был как в парной, а его влажность такой, что выстиранная майка сутки висела и не просыхала. От металлических трибун шёл жар, как от печки. Бежать, конечно, было очень тяжело. Но всё шло нормально до седьмого километра. Наши(Пярнакиви Хуберт и Леонид Десятчиков) понемногу уходили, американцы — Труэкс и Сот — отставали. Надо отметить, что "десятка" была последним видом первого дня соревнований. А счёт уже был 75:73 не в нашу пользу. И вот на седьмом километре стало происходить нечто странное. Сот, уже порядком измотанный, вдруг сделал невероятный рывок, обошёл Хуберта, а потом и Лёню. На что Сот рассчитывал, понять было трудно. При той жаре и влажности один даже самый короткий рывок моментально приводил организм в нерабочее состояние. Видимо, Сот просто обезумел от жары. Конечно, это всем понятно теперь, но тогда рывок Сота показался нам опасным. Ведь на первом матче американцы нас победили. Вот Пярнакиви и решил не отпускать Сота. Он бросился за американцем, догнал его. А тот покачался немного — и упал. Его тут же положили на носилки и отправили в госпиталь. Вообще, в тот день на стадионе носилки были самым популярным видом транспорта. С трибун то и дело уносили зрителей, получивших тепловой удар. Десятчиков немного помучился и финишировал первым. А Пярнакиви оказался в тяжёлом положении. Рывок доконал Хуберта, но он не позволил себе сойти с дистанции. Особенно тяжело было ему на последней прямой: он пробежал её за минуту. Сто метров — за минуту. Хуберта бросало из стороны в сторону, он высоко поднимал колени и молотил ногами дорожку, не продвигаясь вперёд. Трибуны были в ужасе. Такой нечеловеческой борьбы ещё никому не приходилось видеть на беговой дорожке. Хуберт всё же финишировал. Судьи тут же в клочья разодрали его майку — на сувениры. Труэкс пришёл третьим и тоже потерял сознание после финиша..."
Болотников ошибся, написав, что американца Сота "положили на носилки и отправили в госпиталь" "тут же", то есть после первого же падения. На самом деле после первого падения Сот ещё дважды вставал и дважды падал. Руководители американской команды после первых двух падений никого к нему не подпускали для оказания медицинской помощи — чтобы не потерять очки в результате автоматически последовавшего бы снятия Сота с дистанции. И только после третьего падения Сота к нему, прорвав оцепление, подбежал врач советской команды и начал делать массаж сердца. Это и спасло Сота: в больнице его всё-таки откачали. Кроме того, в своём описании легендарного забега Болотников упустил (возможно, намеренно) одно важное обстоятельство: всякий раз, прежде чем упасть, Сот замедлял бег, который затем переходил в странный подпрыгивающий "танец" на одном месте. Именно происшествие с Сотом, последовавшее за его "танцами", и заставило весь стадион с особым страхом следить за начавшимся на последних ста метрах дистанции таким же точно "танцем" Пярнакиви — то есть данный безумный "танец" был для всех явным предвестником скорого и неминуемого падения бегуна. Тем не менее, Пярнакиви, "протанцевав" дольше Сота, так всё же и не упал, "дотанцевал" до финиша. Кадры этого спортивного подвига — Пярнакиви из последних сил одурело вскидывает колени, бежит "вверх", оставаясь на месте —вошли в кинофильм "Спорт, спорт, спорт". Указанные кадры сопровождает голос самого Хуберта Пярнакиви, очень отстранённо с прибалтийским акцентом повторяющий: "Надо... бегать... до конца..."
воскресенье, 15 ноября 2009 г.
Последний круг
Вот что написал об этом забеге один из его очевидцев Пётр Болотников:
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
2 комментария:
Меня очень поразило видео и статья,в те времена люди были бессердечными.В 21 веке при таких климатических условиях соревнования будут отменены.
Но слова "Надо....бежать....до конца..."на мой взгляд верные. Эти подвиги показывают,то насколько люди преданы своей Родине,они готовы пожертвовать своей жизнь,лишь для того чтобы о них всегда вспоминали с дрожью в душе,чтобы о них думали как о героях,а не слабаках.(Если я не ошибаюсь)это было в 59 году,тогда патриотизм присутствовал среди многих людей.Я горжусь в особенности Десятчиковым,я очень рада ,что мои земляки уже с давних пор показывают свою искренность и преданность,своему государству,своей Родине,своему народу...
Золотарёва Евгения,10 а класс(дополнительное задани по физкультуре)
На самом деле, читая статью, складывалось странное ощущение - на все готовы были люди ради победы. Причем порой не столько спортсмены, а сколько их тренеры, врачи. Но оправдано ли это? На мой взгляд, никакая олимпийская или какая-либо другая медаль не заменит потерянного здоровья, а только усугубит психологическое состояние человека. Надо ли бегать до конца? Вряд ли, но в данном случае движущей силой был патриотизм, и это очевидно.
Злобина Анастасия (11Б)
Отправить комментарий