среда, 27 июля 2011 г.

Крокодилыч

2.

В спортивный зал Крокодилыч приходил всегда рано.
Он постоял на голове, покачался на брусьях, попрыгал через коня и забрался по канату к потолку. Тут и вошел гражданин с портфелем, хрустящим плащом на руке и заметным животом.

- Вам кого? - спросил Крокодилыч с потолка. Гражданин вздрогнул и поднял голову:
- Учителя физкультуры.
Учитель физкультуры по-обезьяньи съехал вниз и, отдуваясь, подошел к солидному гостю.
- Я - Семыкин, - представился тот. - Вы моей дочке поставили в четверти двойку.
- Ага, - согласился Крокодилыч.
- Она же круглая отличница, - весело сказал Семыкин, как бы давая понять, что шутку с двойкой он оценил и дальше шутить нет смысла.
- Она не круглая отличница, - не согласился учитель.
- Как не круглая? - опешил гость.
- У нее двойка по физкультуре.
- Вот я и говорю, - терпеливо сказал Семыкин, - она круглая отличница, а вы ей испортили…
- Да не круглая она, у нее двойка по физкультуре.
Семыкин замолк, рассматривая плюгавенького старичка с юношеской фигурой и военной выправкой. Казалось, сейчас гость шевельнет животом, и учитель физкультуры полетит на мат.
- Или вы меня не понимаете, - медленно начал Семыкин, - или…
- Я - второе, - перебил Крокодилыч. - До свидания. После ухода гостя физкультурник, как ни в чем не бывало, начал делать уморительные фигуры, выгибаясь колесом и просовывая голову между ног. Он покраснел, как волейбольные мячи, которые лежали в углу. Когда вошла учительница пения, Крокодилыч совсем завязался узлом и походил на громадного тритона.
- Ой! - вскрикнула она. - Кирилл Нилыч, директор просил передать, что девятый класс на ваш урок не придет. Они поехали на математическую олимпиаду.
От возмущения Крокодилыч развязался.
- Ничего удивительного, - философствовала учительница. - Вы же знаете, что наша школа с математическим уклоном. А мои соль-миноры и ваши опорные прыжки разве предметы?
Физкультурник только пыхтел. Она подошла к нему, положила на плечо белую весомую руку и капризно попросила:
- Крокодилыч, научите похудеть.
- Не хочу.
- Почему? - удивилась она.
- А вы спортом не занимаетесь.
Он пошел в учительскую, взял журнал и поставил девятому классу тридцать один прогул.

Директор школы опять щипал подбородок. Перед ним лежало письмо от администрации парка культуры и отдыха.

«На нашей территории произрастает большое количество траво - и древостойных растений. У нас имеется единственный в городе экземпляр лавра благородного, семейство Lawrusha(лавровый лист). В аллеях цветут розы и доцветают лавсонии. По дорожкам ходят голуби. Естественно, что на скамейках отдыхают от трудового дня влюбленные.
Но вот появляется учитель вашей школы Пудяков К. Н., который начинает приставать к влюбленным. Уговаривает их пробежать стометровку, чем, мол, сидеть зря, обнявшись. Сравнивает конечности разных пар для демонстрации мускулатуры. Предлагает бороться. Запевает спортивные песни. Затем раздевается до трусов и бегает вокруг клумбы, демонстрируя своим посиневшим худым телом антиэстетическую категорию. Притом сильно пыхтит. Но проделывает все это в трезвом состоянии.
Просим к Пудякову К. Н. принять меры».

- Пыхтите зачем? - глянул директор на учителя.
- Дыхание, - объяснил тот.
Директор отпустил подбородок и сел поудобнее - беседа предстояла долгая.
- Кирилл Нилыч, вы пожилой человек…
- У вас в доме есть лифт? - перебил физкультурник.
- Есть. А что?
- Поднимаетесь?
- Поднимаюсь, - удивленно подтвердил директор.
- А я на десятый этаж вбегаю по лестнице, хотя лифт тоже есть. Значит, вы пожилой, а я нет.
Директор, которому исполнилось сорок, забыл, о чем дальше и говорить. Он работал в этой школе три года, всех узнал и ко всем привык. Кроме этого Пудякова.
- Крокодил… э-э… Кирилл Нилыч, - сдерживаясь, продолжал директор. - Неужели вы считаете, что можно сделать человека сильным, если он слаб от природы?
- А можно человека выучить математике, если тот слабоват мозгами от природы?
- Можно, - убежденно ответил директор.
- Правильно, - подтвердил Пудяков. - А из слабого человека, даже из Семыкиной, можно сделать сильного, здорового, высокого и красивого.
Он внимательно оглядел директора и добавил:
- Даже из вас.

Директор застегнул пиджак, чтобы скрыть емкую фигуру, и начал тяжело вспоминать, что же он хотел сказать дальше.
- Кирилл Нилыч, да неужели вы не слышали, что сейчас главными стали математика, физика, химия?…
- Слышал, - спокойно подтвердил физкультурник. - Это неправильно.
Директор даже не возразил, только смотрел в сухое личико учителя и светло мигающие глазки.
- Неправильно, - подтвердил Пудяков. - Главный предмет - это физкультура и спорт. А потом уже ваши физики и математики. Кому нужны слабые? Производству? Армии? Жене-мужу? Допустим, у вас почечуй…
Директор заерзал, словно этот почечуй уже впился туда, куда надо.
- Пойдет вам математика в голову? - продолжал учитель. - Здоровье - это базис. А ваши математики - это надстройка. Дом без фундамента не построишь, а без спорта не вырастишь человека.
- В конце концов, у нас школа с математическим уклоном! - все-таки сорвался директор.
- Да хоть с психическим, а без спорта нельзя.
- Мы воспитали двух докторов математических наук! - крикнул директор и осекся. Он понял, чем сейчас ответит физкультурник.
Кирилл Нилыч гордо вскинул дубленое лицо и отчеканил:
- А мы воспитали тридцать восемь мастеров спорта, и в этом году их будет сорок!
- У-у, Крокодилыч, - буркнул директор и вцепился в свой подбородок.

12 комментариев:

Елена Воронина комментирует...

Давно не получала такого эстетического удовольствия от текста! Спасибо.

Яна комментирует...

Спасибо за комментарий! Этот сатирический рассказ был написан и опубликован в журнале "Крокодил" в (представляете!!!) 1979 году и нисколько не потерял своей актуальности в наше время. Особенно в грядущем учебном году, когда администрация нашей школы решила в нескольких параллелях сократить уроки физкультуры и отдать их на другие предметы.

Елена Воронина комментирует...

Сократить уроки физкультуры? Яна, вот диво дивное. Наша администрация собирается увеличить их количество. Дрожим, как всегда, мы, литераторы.

Яна комментирует...

Да, представьте себе! Наши уроки отдают на русский язык, информатику и, по-моему, математику.
Повсеместно считается, что физкультура не предмет. Конечно, наверное каждый учитель считает свой предмет самым главным и совершенно необходимым. На эту тему можно дискутировать бесконечно. Но разве для успешной учебы не нужно здоровье? И какой другой равноценной деятельностью можно снять с ребенка стресс и напряжение после урока, проведенного сидя за партой? Сама природа человека, его физиология устроена так.
Главный аргумент нашей администрации в том, что дети ходят в спортивные секции и там могут восполнить недостаток движения. Но жизнь показывает, что из всего класса 4-5 человек (и это еще хорошо, если так!) действительно ходят и регулярно занимаются спортом. А что делать остальным?

Елена Воронина комментирует...

Ох, Яна, как же Вы правы, насчёт «поактивничать мышцами» после сидения за партой! Но это при мудром учителе физкультуры, таком, как Вы, наверное. К сожалению, не всегда так получается.

Физиологические особенности пионеров отчётливо осознаю, поэтому никогда на дежурстве по этажу не останавливаю их неукротимый бег во время перемены. Только бы малявочек не сбили, лоси оглашенные! Но на случай мелких царапин и разбитых коленок держу в кабинете аптечку.

Яна, мне очень приятно общение с Вами. Можно, сделаю пост в своём блоге и дам ссылку на Ваш?

Яна комментирует...

Спасибо большое за добрые слова! Конечно, мне будет очень приятно, что ссылка на мой блог появится у Вас.

Елена Воронина комментирует...

Яна, у меня вот так получилось.
http://golovanon.blogspot.com/2011/07/blog-post_31.html

Если не понравится что-нибудь, пишите. Исправлю.

galina комментирует...

Спасибо большое. Уже воспользовалась ссылкой и познакомилась с Вашим замечательным блогом. Теперь буду Вашим читателем.

Яна комментирует...

Елена, спасибо большое за Ваше мнение обо мне и моей работе! А также за такую замечательную рекламу моего блога! :)

Елена Воронина комментирует...

Яна, это Вам спасибо. Что есть Вы и Ваш блог потрясающий.

Не в рекламе даже тут дело (хорошо, если меня читают 20% от заявленных), а в неотвязной мысли: как сделать, чтобы школу наполняли ХОРОШИЕ учителя. Те, которые детей любят, а не собой любуются.

Очень тронуло меня Ваше отношение к Наде Рушевой.

NataAvgust комментирует...

Потрясающий рассказ! И словно промою школу!

Любовь Козырькова комментирует...

Учитель физкультуры: Рассказ, он конечно из прошлого, когда был создан образ учителя физкультуры простого, увлеченного, возможно с недостаточно гибким мышлением.
Сегодня важен поиск единомышленников среди коллег, учеников и родителей, поэтому нужны аргументы за:
Различные упражнения формируют чувственное, гибкое,интеллигентное тело, скорость и гибкость мышления,в целом интеллект. Умение сотрудничать, анализировать и быстро принимать решения учимся в подвижных и спортивных играх. Чувство собственного достоинства обретаем через осанку и силу. Концентрируем энергию мышления с помощью метаний и бросков на точность.
Кому нужны энергичные,смелые,находчивые?
Статус предмета физкультура и учителя понижен сознательно. Сформированно общественное мнение о примитивности физкультуры. Ну, для здоровья. А главная задача физкультуры - создание своего браза, то есть образование, накопление энергии, чтобы проявить себя, реализовались свои способности и таланты.
Яна спасибо, за возможность поделиться свом мнение.